ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА Бочковой Екатерины Валерьевны

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: коммуникативные универсальные учебные действия, навыки общения, результаты освоения основной образовательной программой.

АННОТАЦИЯ: в статье говорится о коммуникативных универсальных учебных действиях как о виде метапредметных учебных действий, включенных в федеральный образовательный стандарт общего начального и среднего образования России. Раскрывается понимание и содержание коммуникативных универсальных учебных действий в современной школе.

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF COMMUNICATION UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS

IVANOVA EKATERINA VALERIEVNA

KEYWORDS: universal communication training activities, communication skills, the results of development of the basic education program.

ABSTRACT:The article describes the communication universal educational actions as a metasubject educational activities included in the federal educational standard of general primary and secondary education in Russia. Expands understanding and universal educational content of communicative action in the modern school.

С внедрением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) в Российские школы появилась проблема формирования универсальных учебных действий младших школьников, так как установлены такие результаты освоения основной образовательной программы начальной школы, как личностные, метапредметные и предметные универсальные учебные действия [4].

Поясним, что в широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком понимании этот термин можно определять совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса [2].

В рамках метапредметных универсальных учебных действий выделяют коммуникативные действия, которые ещё можно трактовать как умения и навыки строить коммуникативный контакт в учебной деятельности.

В контексте концепции универсальных учебных действий коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия. В состав базовых компонентов такой коммуникации, к примеру, входят:

– потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;

– владение вербальными и невербальными средствами общения;

– позитивное отношение к процессу сотрудничества;

– ориентация на партнера по общению;

– умение слушать собеседника.

Коммуникативные универсальные учебные действия разделены на три группы [3]:

– коммуникация как взаимодействие (коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности);

– коммуникация как кооперация (содержательное ядро – согласование усилий по достижению общей цели);

– коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии.

По данным ряда исследователей (А. Ф. Ануфриев, В. С. Казанская, Е. В. Коротаева, С. Н. Костромина, О. А. Яшнова и др.) от 15% до 60% учащихся начальных классов общеобразовательной школы испытывают трудности в обучении, связанные с низким уровнем развития коммуникации в учебной деятельности.

На протяжении всего периода детства коммуникативные универсальные учебные действия формируются и совершенствуются. С учетом системно-деятельностного подхода (А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и др.) это происходит успешно, если ребёнок в младшем школьном возрасте вовлечён в учебную деятельность, подросток – кроме учения, ещё и полноценно взаимодействует со сверстниками, в референтной группе, а старшеклассники приобщаются к учебно-профессиональной деятельности.

Развитие коммуникативных учебных действий осуществляется, с одной стороны, в рамках возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка, а, с другой стороны, в процессе обучения и общения, где содержание и характеристики учебной деятельности ребенка задают зону

ближайшего развития, тем самым стимулируя проявление универсальных учебных действий [2].

Теоретическими предпосылками многоаспектной природы общения выступают исследования, связанные с современным пониманием коммуникативных потребностей и способностей, свойств и умений, коммуникативной компетентности личности (М. М. Бахтин, А. А. Бодалев, Ю. Н. Емельянов, И. А. Зимняя, А. Н. Леонтьев, В. А. Кан-Калик, А. В. Мудрик и др.).

Теоретические исследования формирования коммуникативной успешности учащихся начальной школы наиболее целостно представлены в концепции И. А. Гришановой [по 3]. Вклад автора состоит в разработке и теоретическом обосновании параметров, критериев, уровней коммуникативной успешности младших школьников.

Достаточно актуальными являются наработки О. Н. Мостовой и И. Н. Агафоновой. Результаты их исследований показали, что по стилю общения младшие школьники делятся на три типа:

– эгоцентрический тип (18%);

– дружелюбный тип (50%);

– неуверенный тип (32%).

Анализ практической образовательной среды показывает, что на современном этапе образования для решения обсуждаемой проблемы в начальной школе используются групповые формы организации учебного общения. К примеру: групповая работа над проблемной ситуацией (в парах, микрогруппах); коммуникативно-направленные задания (учебный диалог); групповая работа с использованием современного дидактического оборудования («ЛЕГО», «Спектра», «Пертра»); взаимопроверка заданий; игровые технологии; хоровое пение; коллективные рисунки, аппликации, поделки из различных материалов и др.

Можно отметить, что из-за наличия разнородных групп детей (по происхождению и видам их трудностей в коммуникации) работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий является достаточно сложной. И помимо целенаправленных усилий педагога по формированию коммуникативных умений в учебно-воспитательном процессе, необходима и реализация комплекса развивающих мер в семье, где заложены предпосылки к коммуникации у младших школьников с рождения.

Список использованной литературы

1. Журова, Л. Е. Особенности работы учителя в условиях эксперимента / Л. Е. Журова. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 32 с.

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли : пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2008. – 151 с.

3. Левицкая, Ю. Л. Развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста, неуспешных в общении / Ю. Л. Левицкая // Справочник педагога психолога. – 2011. – № 1. – С. 41-49.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373).

5. Яшкова, А. Н. Метапредметные универсальные учебные действия как новый предмет изучения практической психологии образования / А. Н. Яшкова // Гуманитарные науки и образование. – 2014. – № 1 (17). – С. 75-79.

10 декабря 2017 в 12:38

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.