ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА Бочковой Екатерины Валерьевны

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

  Работа по формированию социальной компетентности у дошкольников с речевыми нарушениями направлена на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений. Основываясь на понимании социальной компетентности как интегративного качества личности, формируемого в процессе овладения представлениями и знаниями о социальной действительности, активного освоения социальных отношений, являющихся основой построения и регулирования межличностных и внутриличностных социальных позиций, мы выделяем четыре компонента в структуре социальной компетентности дошкольника: мотивационный, когнитивный, эмоционально-оценочный, поведенческий.

Основными показателями сформированности социальной компетентности на данном возрастном этапе являются интерес и желание к взаимодействию с окружающими (мотивационный компонент), наличие представлений об окружающей действительности и умение оперировать ими (когнитивный компонент), эмоциональная устойчивость и чувствительность, наличие элементарных навыков самооценки и оценивания окружающей социальной действительности (эмоционально-оценочный компонент), сформированные навыки сотрудничества и взаимодействия с окружающими, наличие социально одобряемых форм поведения (поведенческий компонент).

Несмотря на то, что проблеме социального становления и развития дошкольников уделяют внимание в своих работах многие исследователи [1; 2; 3], аспект, связанный с определением сущности социальной компетентности, подходов, принципов, условий ее формирования у дошкольников с речевыми нарушениями, разработан недостаточно.

С целью выявления уровня социальной компетентности у дошкольников с общим недоразвитием речи был организован и проведен констатирующий эксперимент на базе МДОУ «Детский сад № 82 комбинированного вида» г. о. Саранск Республики Мордовия. В исследовании приняли участие дошкольники подготовительной к школе группы, имеющие логопедическое заключение «Общее недоразвитие речи III уровня».

Эксперимент был направлен на изучение сформированности компонентов социальной компетентности у дошкольников с общим недоразвитием речи (мотивационного, когнитивного, эмоционально-оценочного, поведенческого).

Для диагностики мотивационного компонента социальной компетентности у дошкольников были использованы авторские методики: «Индивидуальный профиль социального развития ребенка» (Е. Г. Юдина, Г. Б. Степанова, E. H. Денисова) и «Изучение самооценки и оценки личностных качеств детей группы» (Т. А. Репина). Когнитивный компонент социальной компетентности у дошкольников с общим недоразвитием речи исследовался посредством методики «Оценка уровня представлений старшего дошкольника об окружающем мире» (Т. Н. Захарова). Диагностическим инструментарием для выявления уровня сформированности эмоционально-личностного компонента социальной компетентности у дошкольников послужили: проективная методика «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бернс и С. Коуфман) и методика «Обследование уровня социального развития детей старшего дошкольного возраста (развитие эмоций)» (O. A. Скоролупова). Для диагностики поведенческого компонента социальной компетентности были использованы: «Индивидуальный профиль социального развития ребенка» (Е. Г. Юдина, Г. Б. Степанова, E. H. Денисова) и проективная методика «Картинки» (Р. Жиль).

В соответствии с показателями оценивания результатов диагностики мы выделили три уровня сформированности социальной компетентности. К высокому уровню сформированности социальной компетентности мы отнесли дошкольников, которые могут грамматически правильно оформить высказывание, ориентироваться в ситуации общения, адекватно и вариативно использовать слова и выражения, закреплённые за типовыми ситуациями общения. К среднему уровню – детей, которые могут кратко пояснить ситуацию, самостоятельно сделать выводы, у которых присутствуют значительные нарушения лексико-грамматического оформления высказывания (неадекватные лексические замены, грамматические ошибки). К низкому уровню – мы отнесли дошкольников, которые имеют неточное представление о ситуации, дают малоинформативные краткие ответы, без пояснений, испытывают выраженные лексические затруднения: ограничение словаря, непонимание семантического значения многих антонимов и синонимов и отсутствие навыка их адекватного употребления, трудности актуализации слов.

Анализ количественных результатов исследования позволил выявить лишь средний и низкий уровни сформированности социальной компетентности у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Средний уровень сформированности мотивационного компонента был обнаружен у 33,33 % дошкольников с общим недоразвитием речи, низкий уровень – у 66,67 %испытуемых. Их поведение оказалось неустойчивым, так как оно зависело от взрослого и его умения заинтересовать ребенка информацией из окружающего мира, приобщить его к социальной действительности.

Детей со средним уровнем сформированности когнитивного компонента социальной компетентности выявлено не было. У всех испытуемых был установлен низкий уровень. Им тяжело давалась оценка ситуации общения, выбор поведенческой установки, построение стратегии речевого поведения, адекватное и вариативное использование этикетных формул.

Средний уровень поведенческого компонента социальной компетентности был выявлен у 11,11 % испытуемых, низкий – у 88,89 %. Он проявлялся в особенностях поведения детей с общим недоразвитием речи. У них отсутствовал интерес к общению с другими детьми, ориентировка в ситуации общения, наблюдались трудности в установлении зрительного контакта с собеседником. Дошкольники редко пользовались мимикой, жестами для поддержания взаимодействия, использовали малое число речевых обращений друг к другу, часто проявляли осторожность, бестактность.

Средний уровень сформированности эмоционально-оценочного компонента социальной компетентности был выявлен у 22,22 % испытуемых, низкий уровень – у 77,78 % дошкольников. Оценивание ими других детей было достаточно ситуативным; так как оценка зависела от их настроения, внешних обстоятельств, оценки взрослым. Тем не менее, можно констатировать, что при оценивании испытуемые давали чаще отрицательные характеристики сверстникам, чем положительные, рассказывали о их неудачах и отрицательных чертах характера.

Таким образом, результаты исследования выявили низкий уровень сформированности социальной компетентности у большинства дошкольников с общим недоразвитием речи (83,33 %).

Результаты диагностики свидетельствуют о необходимости формирования социальной компетентности у детей данной категории, используя внутренние возможности дошкольной образовательной организации и внешние – социума. Мы полагаем, что в дошкольных образовательных организациях необходимо уделять этой работе особое внимание и начинать ее как можно раньше. Формирование социальной компетентности может осуществляться как на специальных занятиях с логопедом, так и в свободной деятельности.

 

Список литературных источников

1. Полозова, О. В. Социальный компонент в коррекционно-логопедической работе с дошкольниками с ОНР / О. В. Полозова // Известия Южного федерального университета. Серия: Педагогические науки. – 2012. – № 6. – С. 171–176.

2. Захарова, Т. В. Технологии формирования социальных эмоций у детей с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования / Т. В. Захарова, А. А. Моисеева // Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики : сб. науч. тр. / под ред. А. И. Ахметзяновой ; КГУ. – Казань,
2013. – С. 42–47.

3. Соротокина, Е. В. Изучение мотивов социального поведения у детей с общим недоразвитием речи / Е. В. Соротокина, Р. А. Самофал // Детство в современном мире: материалы Всерос. науч.-практ. конф., 22–23 дек. 2014 г. / под общ. ред. О. Р. Ворошниной ; ПГГПУ. – Пермь, 2014. – С. 169–174.

10 декабря 2017 в 12:28

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.