ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА Бочковой Екатерины Валерьевны
Диагностика социальной компетентности у детей с общим недоразвитием речиВ статье рассматривается понятийный аппарат социальной компетентности. Выделяются критерии для определения уровня сформированности социальной компетентности у детей с общим недоразвитием речи. В специальном образовании, где на первый план выдвигается проблема социальной адаптации детей с общим недоразвитием речи, их успешной интеграции в общество особую значимость приобретает формирование и развитие социальной компетентности, как одной из составляющих процесса социализации, в котором человек участвует в течение всей своей жизни. Раскрытию сущности социальной компетентности посвящены работы Г. Э. Белицкой, Н. И. Белоцерковец, А. В. Брушлинского, Е. В. Коблянской, Л. В. Коломийченко, С. Н. Краснокутской, В. Н. Куницыной, О. П. Николаевой, У. Пфингстен, В. В. Цветковой и др. Социальная компетентность, считает В. Н. Белкина, как личностное качество человека, становится востребованным во всех социальных сферах, рассматривается в качестве междисциплинарного предмета и анализируется как сложное, многокомпонентное и многоаспектное явление [1, с. 52]. Понятие «общее недоразвитие речи» применяется для обозначения группы детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом, представляющее такое проявление речевых отклонений, при которых наблюдается нарушение или недоразвитие всех компонентов речевой системы: фонетики, грамматики, лексики. Научное трактование такому отклонению, каким является общее недоразвитие речи, было дано Р. Е. Левиной и коллективом научных работников НИИ дефектологии АПН СССР (Г. И. Жаренковой, Г. А. Каше, Н. А. Никашиной, Л. Ф. Спировой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, А. В. Ястребовой и др.) в 50–60-е гг. ХХ в. Анализ литературных источников позволил сформулировать критерии для определения уровня сформированности социальной компетентности. Критериями оценки уровня сформированности служат компоненты социальной компетентности: мотивационный, когнитивный, эмоционально- личностный, поведенческий. [2, с. 13]. Для выявления уровня сформированности компонентов социальной компетентности у дошкольников с ОНР, были проведены ряд методик и использовались включенное и не включённое наблюдение за детьми в различных видах деятельности. Для диагностики мотивационного компонента были использованы авторские методики: «Индивидуальный профиль социального развития ребенка» (Е. Г. Юдина, Г. Б Степанова, E. H. Денисова) и «Изучение самооценки и оценки личностных качеств детей группы» (Т. А. Репина). Когнитивный компонент был представлен методиками «Оценка уровня представлений старшего дошкольника об окружающем мире» (Т. Н. Захарова) и тестом «Изучение социального опыта». Диагностическим инструментарием для выявления уровня сформированности эмоционально-личностного компонента послужили: проективная методика «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса и С. Коуфмана и методика «Обследование уровня социального развития детей старшего дошкольного возраста (развитие эмоций)» O. A. Скоролупова. Для диагностики поведенческого компонента были использованы следующие методики: «Индивидуальный профиль социального развития ребенка» (Е. Г. Юдина, Г. Б. Степанова, E. H. Денисова) и проективная методика «Картинки» Рене Жиля. В ходе проведенного исследования мы получили следующие результаты. Уровень сформированности мотивационного компонента встречается у 24 % детей с ОНР. Он неустойчив, зависит от взрослого и его умения заинтересовать ребенка информацией из окружающего мира, приобщить его к социальной действительности. Когнитивный компонент сформирован у 25 % детей с ОНР, связан с пониманием ребенком событий, происходящих в социуме (взрослого, сверстника). Особенности детей с ОНР выражаются в недоразвитии тех видов деятельности, в которых проявляется уровень и качество социальных знаний. К таким видам деятельности относятся: речь, общение, игра; отражение социальных представлений в них либо недоступно детям, либо существенно обеднено. Поведенческий компонент сформирован у 21 % испытуемых.. Испытуемым были свойственны трудности установления зрительного контакта с партнером, крайне редкое использование мимики, жестов для поддержания взаимодействия, малое число речевых обращений друг к другу. Проявляли застенчивость, осторожничали, проявляли бестактность, не понимая возрастной разницы. Эмоционально-оценочный компонент сформирован у 19 % дошкольников с ОНР. Данный компонент составляет нравственную основу социальной компетентности. Оценка других детей испытуемыми достаточно ситуативная: оценка сверстника очень зависит от оценки его взрослым, от настроения, различных внешних обстоятельств. Тем не менее, можно констатировать, при оценивании дети с ОНР дают чаще отрицательные оценки сверстникам, рассказывают о неудачах. Таким образом, результаты констатирующего эксперимента показали, что дошкольники с ОНР характеризуются низким уровнем развития социальной компетентности. Анализ проведенных диагностических методик свидетельствует о том, что старшие дошкольники с ОНР значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в формировании социальной компетенции. Результаты диагностики свидетельствуют о необходимости формирования социальной компетентности у детей, используя внутренние возможности дошкольной организации и внешние – социума. По нашему мнению, в специальных дошкольных организациях необходимо уделять этой работе особое внимание и начинать ее как можно раньше. Формирование коммуникативных умений может осуществляться как на специальных занятиях с логопедом, так и в свободной деятельности в общении с детьми и взрослыми.
Список использованных источников 1. Белкина, В. Н. Психология и педагогика социальных контактов детей : учеб. пособие / В. Н. Белкина. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2004. – 201 с. 2. Зеер, Э. Ф. Практика формирования компетенций : учеб.-метод. пособие / Э. Ф. Зеер. – Екатеринбург : Филиал Российского государственного профессионально-педагогического университета в г. Березовском, 2011. – С. 12–15. 10 декабря 2017 в 12:25
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.